Глоссарий бережливого производства

Бережливое производство (lean production) — концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путём формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь.

Визуализация — расположение всех инструментов, деталей, бумаг и информации о результативности работы производственной системы таким образом, чтобы они были чётко видимы и чтобы каждый участник производственного процесса моментально мог оценить состояние системы.

Вытягивание (pull) — метод организации производства, при котором обработка продукции производится на основе сигналов о потребностях последующих операций. Поставщик производит ровно столько, сколько требуется потребителю, и только тогда, когда требуется.

Основа вытягивания — оперативный обмен информацией и долгосрочные партнерские отношения между потребителями и поставщиками

Выталкивание (push) — метод организации производства, при котором обработка продукции производится исходя из прогнозируемого спроса с последующим перемещением изделий на следующую операцию или на склад, независимо от фактического темпа работы следующей операции/процесса

Границы проекта — точка входа и точка выхода, от первой до последней операции в процессе
Действие, создающее ценность — действие, формирующее потребительские свойства продукции

Дорожная карта — поэтапный план действий по достижению конкретной цели или решения текущей проблемы

Диаграмма «спагетти» — траектория, которую описывает продукт(оператор), двигаясь по потоку создания ценности. Название возникло потому, что эта траектория совершенно хаотична и похожа на тарелку со спагетти.

Защита от непреднамеренных ошибок рoka-yoke — организационные и инженерные приёмы, позволяющие исполнителю при работе избежать ошибок

Информационный поток — движение информации по потоку создания ценности

Инструменты — к основным инструментам бережливого производства относятся:

  • стандартизация работы;
  • организация рабочего пространства (5S);
  • картирование потока создания ценности (VSM);
  • визуализация; быстрая переналадка (SMED);
  • защита от непреднамеренных ошибок (poka-yoke);
  • канбан;
  • всеобщее обслуживание оборудования (ТРМ);

Кайдзен — непрерывное улучшение деятельности с целью увеличения ценности для потребителя и уменьшения потерь

Канбан (яп бирка, значок) — средство информирования, с помощью которого даётся разрешение или указание на производство или передачу изделий в производстве, организованном по принципу вытягивания

Карточки канбан — листки бумаги, на которых указана следующая информация: наименование детали, номер детали, внешний поставщик или внутренний процесс-поставщик, число изделий в упаковке, местоположение склада и процесса-потребителя. На карточке может быть помещен штрих-код для считывания или автоматического выставления счета

Картирование — инструмент бережливого производства, позволяющий увидеть весь процесс, как цепочку связанных между собой операций. Позволяет увидеть как потери, так и источники потерь

Карта потока создания ценности — визуальный инструмент, который помогает членам команды сформировать единое понимание основных шагов процесса, его границ, потерь, дублирующих функций и узких мест. Это схема, изображающая каждый этап материального и информационного потока, необходимых для того, чтобы выполнить заказ потребителя. Основа для составления плана мероприятий для улучшения. Различают карту текущего состояния, карту целевого состояния и карту идеального состояния

Карта текущего состояния (как есть) — в карте текущего состояния описывается каждая операция с фактическими показателями на текущую дату, оценивается добавляет ли она продукту ценность или нет. Указываются все существующие проблемы

Карта целевого состояния (как будет) — состояние процесса, которое может быть достигнуто к определённому времени в рамках реализации проекта с установленными целями по изменениям, где устранены выявленные в текущем состоянии проблемы

Карта идеального состояния (как должно быть) — поток, из которого полностью исключены все виды потерь, эталон, к которому необходимо стремиться

Материальный поток — движение предметов по потоку создания ценности. В качестве предметов могут выступать материалы, сырье, комплектующие, заготовки и т.п.

Процесс — совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Есть вход, есть выход и между входом и выходом есть определённое количество операций

Паспорт проекта — документ, в котором отражена значимая информация о выбранном проекте по улучшению: проблемы, связанные с темой проекта, цели, ожидаемые выгоды, состав команды, границы проекта, возможные риски

Потери — любые действия, которые потребляют ресурсы, но не создают ценности для конечного потребителя.

Существует семь основных видов потерь, это:

  1. перепроизводство материалов или информации;
  2. ожидание следующей производственной стадии;
  3. ненужная транспортировка материалов или информации;
  4. лишние этапы обработки (требующиеся из-за недостатков оборудования или несовершенства процесса);
  5. наличие любых, кроме минимально необходимых, запасов;
  6. ненужное перемещение людей в ходе работы (например, в поисках деталей, инструментов, документов, помощи и пр.);
  7. производство дефектов.

Восьмой вид потерь: потеря творческого потенциала персонала, наиболее сложно поддается оценке, но является ключевым при построении системы непрерывных улучшений деятельности

Поток создания ценности — все действия, как создающие, так и не создающие ценность, которые позволяют продукции пройти все процессы — от разработки концепции до запуска в производство и от принятия заказа до доставки потребителю

Проект — это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный уникальный результат. Для того, чтобы найти и устранить потери открывается проект

Пять «почему» — способ поиска причины любой проблемы: для нахождения первопричины проблемы надо минимум пять раз спросить «почему». Только после этого можно браться за разработку и реализацию корректирующих воздействий

Стандартизация — это система управления производством, с вовлечением всего персонала и использованием набора правил, действий и процедур, направленных на выявление и устранение потерь и создание системы непрерывных улучшений в операционной деятельности предприятия.

Система 5С — пять взаимосвязанных принципов организации рабочего пространства, направленных на мотивацию и вовлечение персонала в процесс улучшения продукции, процессов, системы менеджмента организации, снижение потерь, повышение безопасности и удобства в работе, один из инструментов бережливого производства.

Выделяется 5 шагов:

  1. «сортировка» — чёткое разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних;
  2. «соблюдение порядка» — упорядоченное и точное расположение и хранение необходимых вещей, которое позволяет быстро и просто их найти и использовать;
  3. «содержание в чистоте» — содержание рабочего места в чистоте и опрятности;
  4. «стандартизация» — установление норм и правил, необходимое условие для выполнения первых трёх правил;
  5. «совершенствование» — воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций

Ценность — совокупность свойств продукта или услуги, за которые потребитель готов заплатить поставщику, поскольку данные свойства продукта или услуги вызывают субъективное ощущение потребителя, что нужная ему вещь/услуга доставлена/оказана в нужном количестве, с нужным качеством, в нужное время и в нужном месте, вызывают ощущение удовлетворённости

Стратегический бережливый словарь

Стратегическое видение — идеальное состояние региона, отрасли (управляемой системы) в будущем, ориентир движения ОИГВ, мотивирующий и вдохновляющий всех участников на непрерывные улучшения и внедрение инноваций.

Стратегическая цель – это результат действий ОИГВ по достижению стратегического видения за определенный период времени и целевое состояние социально-экономического развития региона, характеризующееся качественными и (или) количественными характеристиками, включая национальные цели развития РФ, цели, установленные в документах стратегического планирования на федеральном уровне и региональном уровне, цели национальных проектов, цели устойчивого развития (ЦУР), иные цели государственной политики РФ в различных сферах на период 3-5 лет.

Тактические цели – цели, стратегические инициативы в рамках 1 года, направленные на достижение стратегических целей ОИГВ.

Процесс – совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата.

Проект — это единовременный набор мероприятий, ограниченный по времени, создающий конечный уникальный результат.

Хосин канри (япон. Hoshin Kanri — Развертывание политики) — процесс планирования из 7 шагов, обеспечивающий выполнение стратегии организации по всей иерархии.

X-матрица – карта целей, разработанная по методу Хосин Канри, со встроенными механизмами постоянных улучшений.

SMART (аббр. англ. Specific— конкретная; Measurable — измеримая; Achievable — достижимая; Relevant — значимая; Time bound — ограниченная во времени) — метод постановки целей, позволяющий на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для её достижения.

Метод «Поймай мяч» (Catchball) – процесс улучшения идей, нацеленный на усиление вовлеченности всех участников, эффективен при принятии комплексных решений. Идея, поданная первым участником сессии, должна быть улучшена и возвращена инициатору. Проводится в двустороннем порядке в формате сессий, мозговых штурмов.

PDCA (аббр. англ. Plan – планировать, Do – выполнять, Check – проверять, Act – действовать) – цикл организационного управления, или Цикл Деминга-Шухарта. Управление должно циклически проходить по 4 стадиям.

SQDSM(E) (аббр. англ. Safety — безопасность, Quality — качество, Delivery — поставка , Cost –затраты, Morale – моральный дух, E – ecologу) – инструмент визуального управления, который позволяет быстро оценить ключевые показатели эффективности рабочего процесса/подразделения/ организации в целом по соответствующим направлениям.

Доска задач – инструмент визуализации, позволяющий видеть загрузку специалистов, выявлять «узкие» места в работе подразделения и своевременно принимать корректирующие решения. Реализует принцип «точно в срок» (just in time).