24 августа 1998 года первый Президент Якутии Михаил Ефимович Николаев подписал Указ «О создании республиканской Высшей школы менеджмента и маркетинга». С тех прошло 25 лет, как впервые в новейшей истории Якутии появилось учреждение дополнительного профессионального образования, которое положило начало формированию собственной республиканской системы непрерывного профессионального управленческого образования руководителей и специалистов государственного и муниципального менеджмента в новых политических и экономических условиях.
Принятие решения об открытии регионального учебного заведения, прежде всего, было ответом на вызовы времени. Реформы системы управления в государстве, субъектах федерации, а также на уровне поселений, городов и районов, новые условия хозяйствования и конкуренция требовали не только адекватной организации системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, но и обеспечения содержания процесса обучения новыми технологиями государственного и муниципального менеджмента.
Проект концепции на первом этапе предусматривал организацию курсов повышения квалификации и профессиональную переподготовку управленческих кадров для работы в условиях рыночных отношений и трансформации системы государственного и местного управления. На втором этапе – расширение и углубление образовательного процесса с целью получения государственными и муниципальными служащими первого и второго высшего профессионального образования по управленческим специальностям. Летом 1998 года подготовку решения об открытии регионального учебного центра взял в свои руки М.В. Мучин – заместитель Председателя Правительства республики, курирующий в те времена кадровые процессы.
Согласно утвержденному штатному расписанию в работали 4 специалиста. Первыми в команду были приглашены сотрудники с большим опытом управленческой работы. С первых дней они проявили себя не только умелыми организаторами, но и многофункциональными исполнителями, которым не чужда обычная рутинная работа. Это были: А.Д. Кононов – заслуженный работник народного хозяйства республики, К.И. Говоров – заслуженный строитель республики и Т.И. Малыгина – юрист-экономист.
Принятие решения об открытии регионального учебного заведения, прежде всего, было ответом на вызовы времени. Реформы системы управления в государстве, субъектах федерации, а также на уровне поселений, городов и районов, новые условия хозяйствования и конкуренция требовали не только адекватной организации системы подготовки и повышения квалификации управленческих кадров, но и обеспечения содержания процесса обучения новыми технологиями государственного и муниципального менеджмента.
Проект концепции на первом этапе предусматривал организацию курсов повышения квалификации и профессиональную переподготовку управленческих кадров для работы в условиях рыночных отношений и трансформации системы государственного и местного управления. На втором этапе – расширение и углубление образовательного процесса с целью получения государственными и муниципальными служащими первого и второго высшего профессионального образования по управленческим специальностям. Летом 1998 года подготовку решения об открытии регионального учебного центра взял в свои руки М.В. Мучин – заместитель Председателя Правительства республики, курирующий в те времена кадровые процессы.
Согласно утвержденному штатному расписанию в работали 4 специалиста. Первыми в команду были приглашены сотрудники с большим опытом управленческой работы. С первых дней они проявили себя не только умелыми организаторами, но и многофункциональными исполнителями, которым не чужда обычная рутинная работа. Это были: А.Д. Кононов – заслуженный работник народного хозяйства республики, К.И. Говоров – заслуженный строитель республики и Т.И. Малыгина – юрист-экономист.
С января 1999 года начали проводить 72-часовые курсы повышения квалификации госслужащих в большом зале Дома правительства № 2. Первыми слушателями стали руководители кадровых служб министерств и ведомств республики. И это был далеко не случайный выбор. Именно кадровики ясно понимали, что эффективность работы органов исполнительной власти зависит, прежде всего, от уровня профессионализма госслужащих. Следует отметить, что многие кадровики впоследствии стали авторитетными лекторами семинаров и внештатными преподавателями по профессиональной переподготовке нашего института.
Мы с воодушевлением приступили к новому для нас виду организационной деятельности. Сегодня вспоминаем, как много было решено нестандартных задач в первый год, как обсуждали альтернативы возможных решений.
В скором времени нам выделили три кабинета и 2 учебные аудитории в новом здании Комдрагмета. Новые идеи по работе учреждения поддержал Председатель Правительства республики Власов В.М., и штатная численность была увеличена до 7 единиц.
В 2000 году ВШММ реорганизована в Институт управления. Учреждение успешно прошло лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности. Мы открыли инновационные направления управленческой подготовки, как психолого-акмеологическое сопровождение повышения профессионализма госслужащих и обучение применению информационных технологий.
В соответствии с концепцией развития института на нашей базе удалось открыть филиал Дальневосточной академии государственной службы, директором которого меня назначили. В том же году организовали первый набор госслужащих по программа высшего образования. Это было большое событие для кадров государственной службы. Государственные, муниципальные служащие и резерв кадров впервые обрели возможность, не выезжая за пределы республики, получить профессиональное управленческое образование.
Свой первый юбилей Институт управления встретил в современных помещениях, расположенных на 9 и 10 этажах нового высотного офисного здания по проспекту Ленина. Вячеслав Штыров, в то время занимавший пост Президента Республики Саха (Якутия), в своем приветствии коллективу отметил, что пять лет работы института подтвердили своевременность создания и вклад в повышении эффективности государственного и муниципального управления.
Мы полагаем, что залогом успешной реализации концепции развития института было целенаправленное развитие четырех инновационных преимуществ института:
- партнерство с продвинутыми учебными центрами управленческого образования;
- ориентация на актуальные потребности государственной кадровой политики;
- привлечение к преподаванию управленцев-практиков и успешных менеджеров бизнеса;
- применение новейших достижений информационных и дистанционных технологий обучения.
Активно работая в русле задач Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), Институту управления удалось к 2005 году создать разветвленную систему переподготовки профессиональных кадров для формирующихся муниципалитетов районов и поселений. Республиканская система переподготовки кадров муниципального управления начала образовательный процесс на трех уровнях: в самом институте, филиале ДВАГС, в территориальных и районных учебных центрах.
В пяти территориальных учебных центрах Институт управления предложил муниципалам программы профессиональной переподготовки по кейс-технологии с получением государственного диплома. На третьем, самом массовом уровне, совместно с муниципалитетами были организованы улусные постоянно действующие школы муниципального актива, в которых проводили семинары на прагматические темы становления и развития местного самоуправления. Большой вклад в организации образовательного процесса на втором и, особенно, третьем уровнях внес А.Н. Дьяконов, руководитель отдела института.
Следует отметить роль Кононова А.Д., бессменного управляющего делами института. Он весьма основательно, с присущей ему хозяйственностью, оборудовал не только учебные аудитории, но и создал для наших требовательных слушателей комфортные условия обучения. За неравнодушный характер и развитое чувство справедливости коллеги признавали его неформальным лидером и неизменно избирали председателем профсоюзной организации.
Большой вклад в становлении республиканской системы дополнительного профессионального образования управленческих кадров внесли такие креативные руководители подразделений, как Заярная Л.Д., Говоров К.И., Хорунова Л.С. и Самойлова А.Г.
Достижения на ниве перестройки образовательного процесса подготовки профессиональных управленческих кадров состоялись благодаря интеллектуальному потенциалу, неиссякаемой энергии, ответственности и завидной настойчивости коллег, работавших в разные годы у нас. Мы можем гордиться гордиться тем, что «с нуля» создали Институт управления – эффективную систему дополнительного профобразования управленческих кадров республики.
Тарасов Юрий Степанович,
первый ректор (1998-2007 гг.) Института управления при Президенте Республики Саха (Якутия), заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), доцент, кандидат социологических наук
Мы с воодушевлением приступили к новому для нас виду организационной деятельности. Сегодня вспоминаем, как много было решено нестандартных задач в первый год, как обсуждали альтернативы возможных решений.
В скором времени нам выделили три кабинета и 2 учебные аудитории в новом здании Комдрагмета. Новые идеи по работе учреждения поддержал Председатель Правительства республики Власов В.М., и штатная численность была увеличена до 7 единиц.
В 2000 году ВШММ реорганизована в Институт управления. Учреждение успешно прошло лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности. Мы открыли инновационные направления управленческой подготовки, как психолого-акмеологическое сопровождение повышения профессионализма госслужащих и обучение применению информационных технологий.
В соответствии с концепцией развития института на нашей базе удалось открыть филиал Дальневосточной академии государственной службы, директором которого меня назначили. В том же году организовали первый набор госслужащих по программа высшего образования. Это было большое событие для кадров государственной службы. Государственные, муниципальные служащие и резерв кадров впервые обрели возможность, не выезжая за пределы республики, получить профессиональное управленческое образование.
Свой первый юбилей Институт управления встретил в современных помещениях, расположенных на 9 и 10 этажах нового высотного офисного здания по проспекту Ленина. Вячеслав Штыров, в то время занимавший пост Президента Республики Саха (Якутия), в своем приветствии коллективу отметил, что пять лет работы института подтвердили своевременность создания и вклад в повышении эффективности государственного и муниципального управления.
Мы полагаем, что залогом успешной реализации концепции развития института было целенаправленное развитие четырех инновационных преимуществ института:
- партнерство с продвинутыми учебными центрами управленческого образования;
- ориентация на актуальные потребности государственной кадровой политики;
- привлечение к преподаванию управленцев-практиков и успешных менеджеров бизнеса;
- применение новейших достижений информационных и дистанционных технологий обучения.
Активно работая в русле задач Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия), Институту управления удалось к 2005 году создать разветвленную систему переподготовки профессиональных кадров для формирующихся муниципалитетов районов и поселений. Республиканская система переподготовки кадров муниципального управления начала образовательный процесс на трех уровнях: в самом институте, филиале ДВАГС, в территориальных и районных учебных центрах.
В пяти территориальных учебных центрах Институт управления предложил муниципалам программы профессиональной переподготовки по кейс-технологии с получением государственного диплома. На третьем, самом массовом уровне, совместно с муниципалитетами были организованы улусные постоянно действующие школы муниципального актива, в которых проводили семинары на прагматические темы становления и развития местного самоуправления. Большой вклад в организации образовательного процесса на втором и, особенно, третьем уровнях внес А.Н. Дьяконов, руководитель отдела института.
Следует отметить роль Кононова А.Д., бессменного управляющего делами института. Он весьма основательно, с присущей ему хозяйственностью, оборудовал не только учебные аудитории, но и создал для наших требовательных слушателей комфортные условия обучения. За неравнодушный характер и развитое чувство справедливости коллеги признавали его неформальным лидером и неизменно избирали председателем профсоюзной организации.
Большой вклад в становлении республиканской системы дополнительного профессионального образования управленческих кадров внесли такие креативные руководители подразделений, как Заярная Л.Д., Говоров К.И., Хорунова Л.С. и Самойлова А.Г.
Достижения на ниве перестройки образовательного процесса подготовки профессиональных управленческих кадров состоялись благодаря интеллектуальному потенциалу, неиссякаемой энергии, ответственности и завидной настойчивости коллег, работавших в разные годы у нас. Мы можем гордиться гордиться тем, что «с нуля» создали Институт управления – эффективную систему дополнительного профобразования управленческих кадров республики.
Тарасов Юрий Степанович,
первый ректор (1998-2007 гг.) Института управления при Президенте Республики Саха (Якутия), заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), доцент, кандидат социологических наук